Продажи музыкальных магазинов в Великобритании за последние месяцы выросли благодаря росту продаж продажи виниловых альбомов.
Согласно данным Official Charts Company, продажи выросли на 44% в первой половине 2013 года по сравнению с тем же периодом в 2012 году.
Организация ERA, которая объединяет розничных продавцов музыкальными альбомами в Великобритании, утверждает, что все больше британцев выбирают виниловые проигрыватели и покупают пластинки для них разных жанров – от рока и джаза, до поп музыки. В 2012 году продажи виниловых пластинок с учетом всех жанров музыки выросли на 15%, а за прошедший год было продано 389 тыс. копий пластинок, что является самым высоким уровнем продаж с 2004 года.
Не секрет, что звук на виниле по качеству в разы лучше, чем на любом CD проигрывателе. На виниловой пластинке, как говорят профессионалы, «порог обруба звука» находится крайне высоко и, фактически, нет такого звука, который бы мог быть обрезан, потому, что ни один звук не достанет до частоты 192000 Hz.
2 млн фунтов заработали музыкальные магазины Великобритании от продажи виниловых пластинок в День музыкального магазина. Всего до конца 2013 года англичане купят 700 тыс. виниловых пластинок на общую сумму £12 млн, прогнозирует The Guardian. Уже к сентябрю было продано 550 000 дисков, что позволило изданию говорить о рекордных показателях с 2001 года. Музыкальный онлайн-магазин Amazon сообщил о стопроцентном росте продаж винила по сравнению с 2012 годом. Самыми популярными лонгплеями в Британии стали новые альбомы Дэвида Боуи, Arctic Monkeys и Daft Punk. При этом более трети покупателей виниловых пластинок в Британии не исполнилось 35 лет, то есть «аналоговое воцерковление» произошло с поколением, чей вкус сформировался уже в цифровую эпоху. Согласно прогнозам американской компании Nielsen Soundscan, измеряющей продажи музыки и поставляющей данные для официальных чартов США, количество проданных пластинок в стране по итогам года достигнет 5,47 млн. Рост продаж винила в Америке, таким образом, составит 338% за последние 7 лет. Существенную часть покупателей также составляют молодые люди.
Типы пластинок
Шеллачные (граммофонные) пластинки нельзя проигрывать на электрофонах (за исключением тех, тонарм которых снабжён головкой с поворотной иглой с маркировкой «78» на одной из сторон), иначе игла сразу придёт в негодность. Граммофонные являются более толстыми, тяжёлыми, и хрупкими (как стекло), при падении они очень легко разбивались.
Большинство виниловых пластинок являются жёсткими, но встречаются и гибкие, нередко вклеивавшиеся в журналы как звуковое приложение (как пример — приложения («страницы») к советскому журналу «Кругозор») или служащие для записи (на спец. оборудовании) т. н. «звукового письма».
Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 1970-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет, для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM и на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33⅓ оборотов в минуту вмещалось до 4 кБ данных.
Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках.
Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки. Такие сувениры отправлялись по почте и содержали, помимо записи, рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:
Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), и долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Но такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры, увидеть один из которых в работе можно в х/ф «Карнавальная ночь».
Далее по тексту, рассматриваются исключительно виниловые и гибкие записи.
Цвет грампластинок в основном чёрный, хотя производятся и разноцветные. Существуют и грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, а также в форме животных и птиц.
Форматы
В основном выпускались пластинки диаметром 30, 25 и 17,5 см (12″, 10″ и 7″), традиционно называвшиеся «гигант», «гранд» и «миньон» соответственно. Изредка встречаются и другие размеры — 12, 15, 23, 28, 33 см (5″, 6″, 8″, 9″, 11″, 13″). Нестандартный диаметр звуковой дорожки на пластинке или звуковой открытке может приводить к ложному срабатыванию автостопа проигрывателя.
Частота вращения может быть 78, 45, 33⅓, 16⅔, 8½ об/мин.
Диаметр отверстия пластинки 7 или 24 мм, толщина варьируется от 1,5 до 3 мм, масса 120—220 г. Пластинки с отверстием 24 мм предназначены для проигрывателей с автоматической сменой пластинок (музыкальных автоматов), а также ряда бытовых проигрывателей зарубежного производства. Они часто изготавливались с 7-мм отверстием (для обычных проигрывателей) и с просечками по диаметру 24 мм. По этим просечкам можно было вынуть центральную часть и получить большое отверстие. Как правило, в комплектацию советских электрофонов входил переходник — «шайба» с наружным диаметром 24 мм и внутренним отверстием 7 мм.
Виниловые пластинки производства СССР маркировались знаком треугольника, квадрата, перевёрнутого треугольника в случае монозаписи или пересекающимися окружностями в случае стерео. В ранних пластинках цифра обозначения скорости вращения располагалась внутри геометрической фигуры. Иногда указывалась только скорость вращения, без маркировки.
На современных пластинках, предназначенных для диджеев, на одну сторону «нарезается» около 12 минут музыки — в этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива, не боится царапин и неосторожного обращения, так как повреждения не сильно влияют на чистоту звучания.
Стереофонические пластинки
В монофонических (один звуковой канал) грампластинках используются только горизонтальные колебания иглы, а в стереофонических (два звуковых канала, для правого и левого уха) — и горизонтальные, и вертикальные. По горизонтали кодируется сумма двух звуковых каналов, а по вертикали — их разность, что обеспечивает полную совместимость (монофонические проигрыватели воспроизводят стереопластинки в виде суммы каналов, а стереопроигрыватели воспроизводят монофонические записи, как два одинаковых канала). При этом отношение сигнал/шум в каждом из отдельно взятых стереофонических каналов уменьшается на 3 дБ (в 1,414 раза по амплитуде или ровно в 2 раза по мощности) по сравнению с монофонической записью при той же амплитуде колебаний резца.
Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33⅓ об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее (особенно в ряде стран за пределами СССР) широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. Они использовались как в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки, так и для проигрывания на бытовых проигрывателях. Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8⅓ об/мин и длительностью звучания одной стороны до полутора часов.
Стереопластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны (при 33⅓ об/мин) 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива. Такие грампластинки быстрее изнашиваются по причине более узких стенок канавок.
Квадрофонические пластинки
На квадрофонических пластинках записана информация о четырёх (двух фронтальных и двух тыловых) аудиоканалах, что позволяет передать объём музыкального произведения. Данный формат получил некоторое, довольно ограниченное, распространение в 1970-х годах. Количество альбомов, выпущенных в таком формате, было весьма невелико (к примеру, была выпущена квадроверсия знаменитого альбома рок-группы Pink Floyd «Dark Side of the Moon» 1973 года), а их тиражи ограничены — это было связано с необходимостью применения для их воспроизведения малораспространённых и дорогостоящих специальных проигрывателей и усилителей на 4 канала. К 1980-м годам данное направление было свёрнуто.
В СССР первый и единственный эксперимент по освоению четырёхканального звучания состоялся в 1980 году, когда был записан и выпущен альбом группы «Яблоко» под названием «Кантри-фолк-рок-группа „Яблоко“» (КА90—14435-6). Пластинка стоила дороже, чем обычная — 6 рублей (стереопластинка-гигант с эстрадной музыкой стоила тогда 2 руб. 15 коп., выпущенная по зарубежной лицензии — несколько дороже), а общий тираж составил 18 000 копий.
Записи «на костях»
В 1950-х и 1960-х годах в СССР подпольные студии звукозаписи записывали музыкальные произведения, которые по идеологическим соображениям запрещалось распространять фирме «Мелодия», на крупноформатных рентгеновских плёнках. Отсюда пошло выражение «Джаз на костях» (также такие «самодельные» грамзаписи в обиходе назывались «рёбрами» или «записями на рёбрах»). В те годы записи многих западных певцов и музыкальных коллективов (например, группы «The Beatles)» можно было послушать только на таких полулегальных подпольных пластинках.
Из-за высыхания эмульсии плёнки, при состаривании подобные пластинки скручивались, да и вообще были недолговечными.
Такой оригинальный способ звукозаписи нашёл своё отражение в искусстве, например, в песне Виктора Цоя «Когда-то ты был битником» есть слова: «Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы». Также в песне «Мой старый блюз» лидера московской акустической группы «Бедлам» (конец 1990-х — 2002 гг.) Виктора Клюева есть слова: «Пластинка „на костях“ ещё цела, но не понять уже отдельных фраз». Сам процесс записи «на костях» продемонстрирован в фильме «Стиляги» (первоначальное название — «Буги на костях») 2008 года.
Как только в широкой продаже появились доступные по цене магнитофоны, кустарная грамзапись практически исчезла.
Atomic писал(а):жаль моно и качество явно так себе.
Ixiolite писал(а):Даже на ютубе слышно что, бассы все таки добавились=)
vovan_k писал(а):Ixiolite писал(а):Даже на ютубе слышно что, бассы все таки добавились=)
Не Паша, там специально так звук передают. Завал по верхам, по низам слабо. Про RIAA слышал что нибудь?
vovan_k писал(а):Ixiolite писал(а):Даже на ютубе слышно что, бассы все таки добавились=)
Не Паша, там специально так звук передают. Завал по верхам, по низам слабо. Про RIAA слышал что нибудь?
vovan_k писал(а):Ну я так вроде и написал. Сигнал на запись, верхов много, низов мало, корректор делает всё наоборот.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3