Valeriy » 07 дек 2015, 15:30
Япония (продолжение 3).
На самом деле причины подобных явлений глубже, чем кажется, и не ограничиваются только успехами продаж и спросом. Практика показывает, что выжили те фирмы, которые упорно, не смотря ни на что, продолжали выпускать те же продукты, что сделали их знаменитыми в 80е и 90е, а не бежали, сломя голову, за мнимым массовым спросом. Я смотрел для интереса состав европейских и американских фирм, выпускающих акустику. Думал, многие погибли тоже. Ничего подобного. Как были, так и есть все те же, что и в 90е. Разорилась только JBL, но она повторила эпический маршрут «мы только для кино», ну еще пропали канадские Mirage и Sound Dynamics, но Канада – странная страна для бизнеса. Зато вылезли Magnat, Heco, Focal, в 90е я о них не слышал. Все плюются на Wharfedale, а он жив себе, и даже линейки каждый год меняет. Может, они не жируют особенно, но свое дело не бросают и не несутся толпой в одну сторону, продолжая понемногу делать хорошие вещи. Из европейцев из аудио почти ушли тоже, выполнив ту же команду, что и японцы, Telefunken и Blaupunkt, из американцев – Dual, но они лидерами и не были. Пытались пристроиться к успеху японцев. Зато вылезли со своим HiFi ранее неизвестные ранее Magnat и Misic Hall. О том, что Япония сдает, мне сказал еще в 1989 году учившийся со мной в одной группе института финн (из Финляндии). Тогда это казалось не очень понятным на фоне проблем в СССР со всем вообще. Оказывается, в 90х в Японии разразился глобальный кризис на ровном месте, так что многие фирмы потеряли доходы. То, что потом происходило, напоминало всяческое выкручивание ассортимента в попытках вместо музыки всунуть нам кино любым способом. Японцы сами не любят слушать музыку и HiFi? Практически каждый слышал, что такое Акихабара. На самом деле, у них утонченная культура прослушивания и музицирования, отличная от брутальной европейской. От этих попыток фирмы теряли доходы и почитателей, но не теряли рвения на этом пути от музыки к фильмам. До сих пор по инерции они тащат большой ассортимент ресиверов, с все более развитыми возможностями, упрощенными коммутацией и управлением. Только вот берут их обычно в первый раз, когда еще не знают, что это, потом уже не очень хотят. В середине 2000х грянула миниатюризация и носимая электроника, и многие скопом начали предлагать такой же миниатюрный качеством звук. В результате именно в этот период большинство японских фирм – бывших грандов аудио погибло, причем некоторые, просто сами, не сумев дальше производить конкурентоспособные товары. Их как будто подменяли на заурядность сначала, потом они исчезали. Происходило это неожиданно, в течение первого десятилетия 2000х годов. В Японии прекратились талантливые инженеры? Или им хором стало лень? На самом деле японцы, в отличие от нас, работают гораздо больше и охотнее, а отдыхать долго там не принято. При этом в чести корпоративная патриотичность, когда не бегут сразу на большие деньги, как только замаячило. Для меня лично это выглядело так, как будто стараются всеми силами убрать именно то, что мне лично интересно, и заменить это на то, что должно было бы мне быть нужно, если бы я был не интересующийся ничем кроме денег среднестатистический обыватель - жлоб. Поэтому вместо музыки упорно предлагается кино с бабахами или аудио в автомобиль. То есть они сами решали, что нам, покупателям, должно быть интересно, и в зависимости от этого формировали номенклатуру продукции. Потом был завал и капут, завал и капут. Но политика не менялась. Я думал, это ошибки их отделов маркетинга, неверно оценивающих запросы потребителей. Но за годы уж можно было определиться, что нужно и сколько, а не дожидаться полного тупика. В конце перестройки нас убеждали, что капитализм всегда ориентируется на потребности рынка, а не гонит продукцию гнилого качества валом, как социализм, и, дескать, только капитализм не гасит и справедливо вознаграждает инициативных и талантливых работников, при уравниловке им неинтересно воплощать свои идеи. И проблемы нашей отечественной радиоэлектронной промышленности порождал только социальный строй. На деле все выглядит иначе. У меня давно закладывалось впечатление, что легко и вольготно развивается только индустрия для самовлюбленных эгоистов, например, в автопроме делались модели все более огромного размера, не смотря на проблемы с пробками и парковкой в большинстве городов. При этом они становились все более хлипкими, модели известных фирм напоминали надутые изнутри изделия из фольги. Я никак не понимал, почему нельзя сделать бампер целиком из эластичного материала, так чтобы легкие толчки он пружинил и не наносил травм пешеходам и другим авто при незначительном ДТП? Ведь даже в детском аттракционе с машинками вокруг каждой из них обод с резиной, сталкивайся от души. Нет, именно эти детали делают из самого непрочного пластика, который чуть что раскалывается, но об этом все молчат принципиально. Зато надо их целостностью трясутся больше, чем над своей жизнью. Ездят и трусят. Не дай бог, кто-то чуть-чуть стукнет! Куча потом проблем с полицией, самим виновником, страховой компанией, сервисом, судом и т.п. И сопутствующий стресс и нервотрепка, опоздание к месту прибытия на часы. Ведь если выпустить на рынок модель с таким бампером, который не будет повреждать другое авто, это может стать хитом продаж и погасит потери от работ сервиса по его постоянной замене. Глядя на повальное увлечение автомобилями, большинство японских аудио фирм перепрофилировалось на рынок автомобильного аудио, забросив остальное. Ну ладно то, многие из зависти влезали в кабальные кредиты, чтобы купить дорогую машину и быть не хуже соседа, был своего рода бум, но именно то, что интересно мне, эти фирмы бросали сразу и без сожаления, хотя именно в той области они изначально стали известными. Любителям авто редко нужен качественный звук HiFi в автомобиле, они чаще обходятся чем-то более дешевым, обычной магнитолой, не тот менталитет. Да и других забот полно. Результат: см. первый список. Было ощущение, как будто по «японскому чуду» проехались бревном.
Япония (продолжение 4)
До знакомства со спиритическим рудиментом я просто удивлялся. Ну, дураки! И разоряются потом, что самое смешное! Но в процессе этого знакомства я сразу был сильно удивлен, что, по мнению добрых ангелов-хранителей я был «жлоб», потому что не хотел делать что-то в ущерб себе. Это психология обратная нашей полностью. На самом деле, сам рудимент в процессе «откровения» очень много говорил по поводу того, почему так все получается. Касалось это морали. Вспоминаю его высказывания: работает на 100%. Понятно, что мораль тут в упадке, особенно при капитализме, но причина этого упадка морали в чем? Насчет моих музыкальных увлечений рудимент высказывал интересную идею относительно того, почему он старается убрать именно музыку. В его сказках кино можно сколько угодно смотреть, а вот музыку слушать можно только плохого качества, с задавленной частотной характеристикой и без динамики. Дескать, хотя эта штука в целом очень музыкальная сама по себе, внешний шум она не терпит. А в нашей жизни все шумит. На работе вентилятор компьютера гудит, кондиционер гудит, метро ревет, автомобиль гудит, дома телевизор орет. Включишь музыку – она тоже стучит и гудит. И от этого рудимент впадает в депрессию и пытается это убрать. Да, действительно, в моей юности было значительно тише. Наверное, в средние века и ранее человек слышал в основном тишину. Но почему тогда бог не пытается убрать вечно дико орущий телевизор или придать усилия по уменьшению общего шума в городе, например, заглушить автотранспорт? Не поверил. В реальности то, что я видел у себя в компании, напоминало сумасшествие директоров. Придет один, все разваливает, меняет, переделывает, убирает целыми отделами, не смотря на последующие проблемы, потом его снимают и пошел. Чаще всего потом идет слияние с другой гнилой упадочной компанией в холдинг, причем себе в убыток. Садится новый человек, опять все переделывает, меняет, гробит, плодит кучу департаментов с одинаковыми функциями, убирает то, что было уже отлажено годами, и – следующий пошел. И опять слияние с каким-нибудь отстоем и убытки. И так много раз. Нередко после этого к такому бывшему директору приезжает товарищ гроб, отчасти потому что этот спиритический бог любит обвинять человека в том, что сам же его заставлял делать. Это для него типично. Не обязательно от инфаркта, один разбился за штурвалом маленького самолета вместе с пассажирами, один утонул, ныряя с аквалангом. Или еще ситуация: сидит начальник и не делает ничего принципиально, что должен, или вообще работает во благо конкурента. Пытаешься объяснить ему, что так не надо, ему же хуже – бесполезно, сжимается, сходит с лица, но все равно продолжает вопреки всему. Часто под конец выкатывает такой маразм, что сразу слетает с должности. Сжимается еще больше – и пошел. Есть другой аспект этой проблемы. Помню, у нас в компании работал один инженер. Он никак не мог преодолеть в своей программе простую ситуацию, что в обрабатываемом файле записи одного типа идут не в строгой правильной последовательности, а как попало. Поэтому часть информации он терял. Из-за этого жаловалась куча народу, и клиенты тоже, и каждый раз оказывалось, что это у него проблема одна и та же. Я ему говорю: объединяй ты их в горизонтальную линейку для каждого такого элемента информации, потом смотри общий результат в конце обработки. Хлопает глазами, и все равно по своему, линейно последовательно, жалобы продолжались. Так тянулось год или более. Мне было за него стыдно, задача для студента 1 курса. В следующем году этого дядю выдвинул его начальник на премию «Лучший инженер России». Награждал лично Путин. Потом лауреата подняли до уровня начальника за эти заслуги, и на его место сел другой человек, который его этот позор исправил, наконец. Затем сняли того начальника, который это выдвижение сделал, и уволили вообще. Потом сняли директора, который того снял, и уволили тоже. А этот выдвиженец так и сидит. Так не слишком одаренные способностями попадают в директора и начальники, а талантливые или просто способные люди, которые много что делают, часто даже похвалы дождаться не могут в свой адрес. Их принципиально не замечают. Естественно, люди, которые старались, обеспечили успех фирмы и ожидали, что их труд оценят, просто потом больше не хотят напрягаться напрасно. Зачем, если награждают только тех, кто этого не заслуживает? При этом часто понять, почему тот или иной индивидуум поднялся по карьерной лестнице вдруг для остальных, или сразу оказался наверху, иногда никак. Из тех, кто его продвигал, один умер, другой ушел, третий уже в другой структуре давно. При этом большинство начальников до последнего мига карьеры уверено, что хорошо платить и премировать людей не обязательно, они все сделают и так. Помню, я на форуме как то изложил эту точку зрения неизвестному оппоненту: могу сделать интереснее и лучше, идеи как, есть, но деньги давай! Видимо, он как раз оказался из таких высоких начальников, которые искренне уверены, что ему все обязаны сделать задаром, а он на этом разбогатеть, и не выдержал в ответ: «Сидите и работайте». Это кажется странным, что такое не только у нас, ведь в японской традиции награждать именно тех, кто старался. Тем не менее, мне кажется, все это было именно так в Японии в 90е и 2000е, вопреки логике, традициям и успеху фирмы. В этом основная причина краха «японского чуда». Делают такое именно директора. Рудимент выдвинул точку зрения, что эти директора «мертвые», дескать, человек уже умер и ему кажется, что ничего не надо, все надо убрать вокруг и просто сидеть. Помню, был рассказ Дафны Дю Морье, как один человек вдруг осознал, что из окружающих большинство спит, или уже умерли. Понятно, что они все упускают в жизни. Но у нас, землян, это состояние именуется идиотия. На деле беседуешь с таким директором: не мертвый и не идиот вовсе даже, и настроен позитивно и с юмором. На выходе – опять как от трупа деяния. И очередной пошел на выход. В Японии именно так и выглядит: все понял, отвернулся, и сам ушел с поста. Они все некомпетентные? После всего, что я увидел и сопоставил, можно твердо сказать, что все, что делают отдельные индивидуумы вопреки логике и здравому смыслу, и часто в ущерб себе и окружающим – под влиянием этого рудимента, а не то, что они «умерли» и мертвые продолжают руководить или стали деградантами вдруг. Если они занимают руководящие посты, и внемлют исключительно своему «чутью», последствия именно фатальные.
Япония (продолжение 5)
Есть еще один аспект этого влияния. В конце 80х-начале 90х у нас началось массовое движение дачников-садоводов. Это напоминало сумасшествие и военный штурм: вручную корчевались деревья, осушались болота, на горбу таскались бревна, вода для полива огурцов возилась в бидонах из колодца за километр на тележке. Электрички ходили редко, по одноколейке, и брались штурмом, с огромными рюкзаками и тележками с рассадой. Некоторые умирали прямо на участках от инфарктов, но остальные продолжали возводить бревенчатые домики собственными руками. Люди, родившиеся в деревне, всеми способами стремились попасть в столицы, а эти обратно, в сельскую жизнь, добровольно. И огурцы с морковкой выращивать, чего полно в городе. У меня был конфликт с родителями, я их не понимал, зачем это садоводство мне лично, в моем понимании дача – это в выходные поехать иногда отдохнуть, где народу мало, есть речка, рыбалка, лес и грибы. А тут вышел на порог – там соседи и тут, нос к носу, все что-то пилят, строгают, окучивают огород, короче – толпа и суета, как в городе, а речка далеко и там толпа отдыхающих тоже, и рыбы в ней нет. Отдых равен прополке огорода. Да и в городе намного интереснее. Меня в ответ не понимали тоже, строители светлого будущего. Рудимент о них высказался конкретно: капитулировавшие. Я раньше не понимал термин «богобоязненные», а тут увидел сам – они еще и трусливые. Например, у меня мать боится музыки в стиле dark ambient, а отец считает фильм «Звездные войны» фильмом ужасов на полном серьезе. Чуть что – такие бросаются бежать и боятся всего, предпочитают смолчать и не вылезать из своего маленького мирочка, где домик, огородик и цветочки. Никогда никого они не поддержат. При этом отец получил домой компьютер 10 лет назад, и до сих пор чайник. Он часто не умеет сам найти файл на диске, запустить антивирус с одной кнопкой, растянуть на полный экран окно, если оно по умолчанию начинает открываться маленького размера. Ему для таких вещей нужна помощь специалиста. Разумеется, он уже не молодой, и 25 лет осваивал только деревянное зодчество. Но дело, думается, не только в этом. Когда то он был радиоинженер, хорошо понимал тему транзисторов, в чем я профан, и даже сам пытался разрабатывать первые в СССР микросхемы. Сейчас сложная техника его дико пугает. Никто особенно не обратил внимания, но в Японии начала 2000х было такое же массовое движение дачников. Только домики там были фанерные и маленькие, а вместо огорода цветочные ящики. Так же строители «японского чуда» бежали в деревню. Потом это напоминает, как бомба взорвалась – все пустеет там, где новые технологии и товары такие индивидуумы разрабатывали, а на замену лезут те, кому поухватистее схватить, тяп-ляп сделать и быстренько продать, и сбежать, если прижмут потом. Человек после этого часто остается один, многие его, по сути, бросают, ему не отстоять в одиночку необходимость выпуска фирмой того, что люди ждут, а не того, что думает директор. А оставшиеся только рьяно воплощают идеи начальства, которое смотрит в рот директору. А у директора в голове рудимент иллюзии создает изнутри: смотри, как конкуренты поступают, там деньги. Получается – один побежал, и все следом, бросая то, что раньше делали. В этом плане бог – дурак дураком, только зависть раздувает еще больше, каждому начинает казаться, что он хуже остальных, потому что не сделал то же, что и другие, хотя этим вообще раньше не интересовался. А теперь вот именно это важнее всего. Часто после этого человек уходит от безысходности, или его сокращают за ненадобностью, и каждый начальник абсолютно всегда думает, что такого легко заменить на 10 студентов. Когда после этого они проваливают дело, напихав туда всего, что только возможно, наделав этим кучу глюков, и разбегаются, начальник начинает трусить, и отчаянно искать того, кто вытянет мертвый проект. Такое происходит постоянно. После этого директор начинает менять начальников в надежде, что новые все исправят. Чаще всего результатом бывает завал бизнеса, и директор свою фирму сливает с другой, тоже не в зените успеха, или продает ее целиком. Так на рынке постепенно остается 1-2 по сути монополиста в каком-то направлении, между собой они практически не конкурируют, ну 1-2 еще поменьше размером болтается на грани ухода, еще 1-2 заходят эпизодически. Остальные странным образом отмирают. Если так пойдет и дальше, в области компактного аудио из японцев останется Sony и Panasonic, Sharp на грани ухода в небытие, в HiFi - Denon/Marantz (друг другу они не конкуренты, специально так сделано) и Yamaha, Onkyo кое-как, на подпорках, и TEAC не понятный сбоку болтается. И все! Приведенный пример радиоаппаратуры не единичный. Это состояние типично для высокотехнологичной (да и не только) индустрии вообще. Поскольку альтернативы нет, люди берут то, что хотя бы есть, и продажи вяло держатся. Оставшись в одиночестве, или на пару с кем-то аналогичным, монополист впадает в свинство, и начинает выпускать красивенькие кое-как сляпанные изделия, стоящие неоправданно дорого, и годами гонит одно и то же, особо не интересуясь спросом и новшествами. Внутри монополий выстраиваются длинные иерархические пирамиды начальников и департаментов с карьерными игрищами и застоем, когда способных людей не ценят, а ценят только мнение начальника. Так на рынок от ведущих фирм начинают попадать откровенные поделки. И как-то все так вяло продолжается в подтопленном состоянии. А директор сидит и улыбается всем с фотографии, и уже не помнит чаще всего, каким он сам был раньше. Проблема такого монополиста еще и в том, что он обрастает огромным количеством начальников-бездельников и второстепенных подразделений с дублирующими функциями. И при снижении спроса он не может существенно уменьшить продажи своего основного товара, без того, чтобы не потерять доходы критически. Реструктуризация и сокращение штата часто не дают эффекта, потому что эти начальники делают все, чтобы казаться занятыми и предельно нужными, и вместо них часто по ошибке сокращают жизненно важные структуры. Чаще всего они уже сами толком не знают, кто у них действительно нужный, а кто нет, потому, что все это время сидели и руководили из своих кабинетов, не участвуя сами в процессе выработки продукта непосредственно. Поэтому такой производитель отчаянно пытается сохранить объем продаж, пихая все новые ненужные опции и надеясь на то, что одураченные рекламой и известностью марки это купят, как обязательно нужное им новшество. При этом чаще всего стараются сделать новые модели не совместимыми с предыдущими, чтобы меняли всю подборку. Хотя сейчас, в условиях спада интереса, это стало более редким явлением, чем в первое десятилетие 2000х. Иногда это делается всей индустрией сразу. Меняется какой-нибудь стандарт, и совместимость со старыми, для экономии, убирается из младших моделей. Естественно, покупателям кажется странным постоянно менять ресивер, как только добавился какой-нибудь Bluetooth или AirPlay, и продажи опять падают. Фирма вынуждена искать новые возможности для сбыта товара, где еще возможен именно массовый спрос, часто забрасывая те области, где они были лидером раньше. Этим объясняются массовые «забеги» из аудио в телевизоры и домашние кинотеатры: ведущие фирмы на фоне массового спроса в 80е - начало 90х расширялись и обрастали огромным количеством паразитов, только изображающих собственную нужность. В условиях затоваривания рынка надо было срочно искать новые сферы, или мириться с сокращением доходов, что уже становилось невозможным. При этом директорам казалось, что там их ждут баснословные прибыли, куда остальные кинулись, а достигнутое ранее вообще больше никому уже не нужно. Естественно, когда больше нет тех, кто отстаивает достигнутые ценности, а в изобилии есть только те, кто согласен с начальником сразу, возразить некому. Еще характерно то, что при этом на смену действительно увлеченным самим процессом людям на ключевые посты рассаживаются те, кого интересуют только деньги и ресторан. Им самим кажется, что новое направление более перспективно, потому что оно «для большинства таких, как он». Действительно так: зачастую кажется, что новинки аудио разрабатывают временщики, которым прослушивание музыки индифферентно. Надо какому-то дураку HiFi звучание – сделаем кое-как. Сидит директор, которому хороший звук не интересен, ему показывают, как с iPhone звук сразу попадает на проигрыватель без проводов: он ух, ты, класс! И все довольны: обязательно купят! Массовый спрос гарантирован. Просматривая продукты эпохи 80х-90х, понимаешь, что люди, которые ее создавали, сами любили слушать музыку. Не надо думать, что это только у нас или японцев – у китайцев это часто происходит еще интенсивнее, японцы хотя бы традиционно сохраняют культуру выпуска качественных изделий. После всего, потеряв доходы и позицию лидера индустрии, ведущие корпорации стараются поменьше всего менять, предлагая чуть исправленные уже отлаженные изделия, потому что некому уже у них стараться постоянно что-то улучшать. Так красивый высокотехнологичный капитализм превращается в монополистический псевдосоциализм, с уравниловкой и нежеланием достижения нового. Именно его Ленин в свое время называл «загнивающим и отживающим», но он думал, что это проблемы именно самого капитализма, как социального строя.